Системные проблемы ЖКХ

12:00 | 1 августа 2019
Системные проблемы ЖКХ
Публикация в авторском издании Игоря Волабуева

 

 

 


Что же происходит сегодня в ЖКХ, почему регулярно случаются такие трагические события как взрывы газа в квартирах или отравление угарными газами?

А происходит ровно то, что происходило например в 2013 году, в котором состоялось заседание Государственного совета по проблемам ЖКХ. Тогда Президент РФ отметил, что принимается много законодательных актов, но существенных изменений в ЖКХ нет.

Нет существенных изменений и сегодня, во многом от того, что в заседании госсовета не принимало участия ни одного практикующего специалиста сферы ЖКХ. Сегодня принимается еще больше нововведений, которые делают эту сферу более не понятной простому потребителю, но все это возня вокруг основных, неизменных системных проблем, без осознания и решения которых отрасль ЖКХ не изменится в лучшую сторону.

Первая и главная проблема – в многоквартирном доме много собственников, но нет хозяина. У жителей дома отсутствует понимание о необходимости следить за свои домом, его конструктивом, инженерными коммуникациями. Свой автомобиль каждый хозяин моет, проходит обслуживание, проверяет, ремонтирует и тратит на это зачастую гораздо большие деньги, чем на содержание своего жилища. А кто из собственников проводил комплексное обследование дома вместе с управляющей компанией? Таких по пальцам можно сосчитать, все надеются что кто то обязан, только не он сам, не собственник. Если

собственник так относится к своему имуществу, то что ожидать от подрядчика.

Но не все собственники такие, есть и хозяйственные, радеющие за проблемы дома, которые готовы решать эти проблемы, и такие собственники могут образовывать Совет многоквартирного дома, но такие Советы сегодня не имеют практически никаких полномочий, так как все решения принимаются на общем собрании собственников дома.

Вторая проблема, которая напрямую связана с первой, в том, что не работает институт проведения общих собраний. Собственники не участвуют в таких собраниях в количестве, представляющим более 50% от общей площади дома.

Поэтому не принимаются важные для содержания дома решения, так же это приводит к не сменяемости не эффективной управляющией организации и соответственно отсутствию реальной конкуренции в этой сфере. А без конкуренции невозможно повысить качество обслуживания жилищного фонда.

Необходимы изменения в процедуре проведения общих собраний.

В случае, если жители отказываются участвовать в общих собраниях, их не беспокоят проблемы дома, то необходимо снизить порог явки с 50% до 30%, а затем до 20%. Но если большинство жителей не устроят решения, принятые 30-ю процентами, они вправе своим большинством отметить решения и принять новые. Такие условия позволят активным собственникам управлять свои домом и решать вопросы его качественного содержания.

Второй способ - наделить Советы многоквартирных домов полномочиями, отнесенными к компетенции общего собрания, в случаях, когда жители не приняли участие в собрании по важным вопросам. Опять же оставить право для большинства жителей отменить решения Совета дома и принять новые.

Так же важно прививать собственникам многоквартирных домов культуру управления своим домом. И хорошим подспорьем могут стать сюжеты в телепередачах о том, как жители провели собрание, приняли важное решение, выбрали Совет дома, сменили не эффективную управляющую организацию и стало лучше. Но сегодня таких примеров нет, только нагнетание ситуации про сферу ЖКХ, не разобравшись как следует с фундаментальными проблемами.

Единственный полезный сюжет вышел в эфир по первому каналу в телепередаче «Время», после взрывов газа в Магнитогорске и Шахтах, о том, что собственники сами обязаны заключить договоры на обслуживание газового оборудования, а не полагать что все вокруг им должны.

Третья проблема – это отсутствие государственного регулирования тарифов для управляющих организаций, аналогично госрегулированию стоимости коммунальных услуг (электроэнергия, тепло, вода).

Это приводит к тому, что управляющие организации либо не получают финансирования отдельных обязательных работ, или наоборот, к оплате жителями за фактически не выполненные работы управляющими организациями.

Для того, что бы управляющие организации в сфере ЖКХ могли выполнять возложенные на них обязательства в полном объеме, при этом их финансово-хозяйственная деятельность стала более прозрачная, а собственники платили только за выполненные работы, необходимо создать систему, при которой управляющая организация будет предъявлять к оплате собственникам за фактически выполненные работы и услуги, подтвержденные соответствующими актами, исходя из минимальной стоимости работ и услуг, утвержденных в муниципальных образованиях. Для оказания дополнительных работ или услуг, а так же для выбора наиболее дорогостоящего материала при производстве работ, собственники смогут принять соответствующее решение, включая их финансирование, на общем собрании.

Сегодня происходит следующее. Например, в связи с трагическими случаями взрывов газа, периодичность технического обслуживания внутридомовых систем газоснабжения увеличена в 3 раза, но собственники многоквартирных домов или отказываются увеличивать размер платы для выполнения данных работ, либо не могут принять такое решение, так как не работает институт проведения общих собраний. Если управляющая организация выполнит такие работы в полном объеме, то только вместо других обязательных работ. Поэтому многие нововведения на практике не повышают качество обслуживания жилищного фонда.

Получается, что Правительство РФ приняло меры, путем увеличения периодичности технического обследования внутридомовых газопроводов, а отсутствие финансирования и соответственно возможности фактического выполнения этих мер не имеет первостепенного значения. Это становится проблемой управляющей организации, но от этого данная проблема не решается. И все проблемы управляющей организации становятся проблемами собственников, так как работают они только за счет средств собственников и для содержания жилья таких собственников.

Если ответственная управляющая организация при ненадлежащем финансировании откажется от обслуживания многоквартирного дома, то на ее место придет менее ответственная организация, руководитель которой изначально понимает, что за такой размер платы невозможно выполнять все обязательства. Это приводит к ненадлежащему обслуживанию жилищного фонда и штрафным санкциям, которые оплачиваются за счет средств, предназначенных для обслуживания жилищного фонда.

По моему убеждению, именно обозначенные проблемы необходимо решать, для значительного повышения качества обслуживания жилищного фонда.

Директор
Контакты:
Волабуев Игорь Владимирович
+7(920) 200-69-99
uk-bel@yandex.ru
Адрес:
г. Белгород, ул. Чапаева, д. 9б, 2 этаж
Портал информационной поддержки некоммерческих организаций Белгородской области
Документ PDF, скачать 3 MB